Театр
Электротеатр Станиславский открылся в 2015 году после реконструкции Московского драматического театра имени К. С. Станиславского. Художественным руководителем Электротеатра стал режиссер, педагог и теоретик театра Борис Юхананов.
Первым спектаклем Юхананова с артистами труппы стала «Синяя птица» — трехдневное путешествие по пьесе Метерлинка в глубину советской империи и истории театра, где главные роли играли старейшие актеры театра, Владимир Коренев и Алефтина Константинова. Спектакль (и выставки к нему в фойе) документировал прошлое и связывал его с будущим театра, демонстрируя новые возможности технически оснащенной сцены. Тема театра осмысляется и в другом большом проекте Юхананова «Пиноккио» (2019), получившем рекордное количество номинаций на «Золотую Маску», две из которых выиграл – «Лучший спектакль в драме» и «Лучшая работа художника по костюмам» (Анастасия Нефёдова).
С самого открытия в Электротеатре работали режиссеры, композиторы, художники и хореографы самых разных направлений, культур и поколений. В общей сложности театр, задействуя все возможные для игры пространства, выпустил около 100 спектаклей. Все, кто работал и работает здесь, оставляет ясный след и внутри труппы, и у зрителей. Впечатляющие опыты мастеров современного театра, выставочная деятельность, междисциплинарные и образовательные проекты, издание книг – Электротеатр является местом подлинной встречи театра и современного зрителя.
Среди режиссеров, работавших на Основной сцене театра – Филипп Григорьян, Константин Богомолов, Марфа Горвиц («Сверчок» оформляла Мария Трегубова), Денис Азаров, Александр Зельдович (спектакль «4.48 Психоз» по пьесе Сары Кейн сделан совместно с группой художников АЕС+F, а занята в нем женская часть труппы театра), Владимир Космачевский (сценография его спектакля «Перед заходом солнца» по Гауптману была сочинена Юрием Хариковым и отмечена профессиональными премиями), Александр Огарёв, Роман Дробот, Юрий Муравицкий, Юрий Квятковский, Кирилл Вытоптов.
Ромео Кастеллуччи выпустил здесь «Человеческое использование человеческих существ», выступал с мастер-классами и был одним из участников мультимедийного проекта Бориса Юхананова «Тающий апокалипсис».
Хайнер Гёббельс осуществил новую версию своей знаменитой работы в швейцарском театре Види-Лозанн «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой», а следом провел серию публичных разговоров в фойе, в том числе посвященных выходу в России его книги «Эстетика отсутствия», переведенной театроведом Ольгой Федяниной и ставшей бестселлером для театральных практиков и теоретиков.
Теодорос Терзопулос сделал «Вакханки» и книгу «Возвращение Диониса» – дайджест философских идей о театре с набором упражнений. Все эти книги вышли в рамках специальной издательской линии «Театр и его дневник».
Наталья Менендес и команда испанских художников осуществила на сцене Электротеатра постановку спектакля «Жизнь есть сон» по новому переводу пьесы Кальдерона, сделанному Натальей Ванханен.
В 2016 году была открыта Малая сцена театра, предназначенная для дебютов молодых режиссеров, выпускников Мастерской Индивидуальной Режиссуры (МИР-4) Бориса Юхананова, из работ которых сложился проект «Золотой осел. Разомкнутое пространство работы». С ним в культурный обиход вошло понятие «новая процессуальность». Многодневный спектакль на основе текста Апулея стал коллективной – исполнительской и зрительской – практикой, внутри которой сам Юхананов присутствовал в образе богини Изиды и комментатора. Перформативность «Осла», его сложная структура, «нарисованная» по принципу бабочки, живой контакт с залом – все вместе было опытом, повлиявшим на представление о самом формате «спектакля».
В мае 2018 года молодые режиссеры из следующего выпуска Мастерской Индивидуальной Режиссуры (МИР-5) Бориса Юхананова вышли на Основную сцену Электротеатра «Орфическими играми. Панк-макраме», потоком из двенадцати спектаклей в шести вечерах.
В 2022 году Борис Юхананов вместе с новым выпуском Мастерской, МИР-6, сложил в архитектурное целое МИР РИМ – 21-дневный проект по «римскому циклу» шекспировских трагедий.
Долгие проекты, «медленное чтение», многодневная жизнь в театре, сериальная вертикаль – все это описывает опыты по размыканию времени.
Электротеатр с самого начала развивает искусство современной оперы и новой академической музыки в целом. Молодые композиторы, исполнительские коллективы (МАСМ и Questa Musica), работа концертмейстеров и дирижеров, стык музыки и драмы, интеграция художников в оперные спектакли, наконец, новые «сериальные» форматы, предложенные Борисом Юханановым, – все это вылилось в очень большую, пластичную и богатую на смыслы историю.
Всего в Электротеатре вышло 8 оперных проектов и 17 опер. Первыми стали пятичастные «Сверлийцы» (шесть композиторов – Курляндский, Филановский, Сюмак, Сысоев, Невский и Раннев, девять номинаций на «Маску» и один лауреат, художница Анастасия Нефёдова). В 2016 году дебютировал как оперный режиссер Александр Белоусов – на Малой сцене вышел его «Маниозис» по тексту Спинозы, в 2020 году – «Книга Серафима» по стихам Блейка и текстам Достоевского, номинированная на «Маску» за музыку и за режиссуру. Летом 2017 года на Holland Festival прошла мировая премьера «Октавии. Трепанации» Бориса Юхананова (в 2021 году ее создатели композитор Дмитрий Курляндский и художник Степан Лукьянов, а также хормейстер и исполнительница роли призрака Агриппины Арина Зверева получат за эту работу «Золотую Маску»). В 2017 году композитор Владимир Раннев выступит режиссером «Прозы» – «многоканальное» сочинение воплотит сценографически художница Марина Алексеева, она же и сам Раннев станут лауреатами «Маски». В сезоне 2022/2023 в репертуаре появилась медиаопера «Curiosity» композитора Николая Попова и режиссера Алексея Смирнова – спродюсированный Максимом Шостаковичем междисциплинарный научпоп на основе твиттера марсохода. В декабре 2022 года состоялась премьера «Нонсенсориков Дримса», музыку для четырех опер написали композиторы Дарья Звездина, Александр Белоусов, Владимир Горлинский и Кирилл Широков.
В 2017 году у театра открылась еще одна площадка – Театральный двор, предназначенная для летних опен-эйров. Показанный в нем «Галилео. Опера для скрипки и ученого» был удостоен двух номинаций на «Маску» – как лучший спектакль в «эксперименте» и за работу композиторов (Невский, Курляндский, Чернегин, Бодров и Карманов). В этом же пространстве проходят популярные концерты серии ElectroVoice, демонстрирующие вокальные возможности драматической труппы, выученной хормейстером Ариной Зверевой.
Все театральные и междисциплинарные проекты Электротеатра окружаются специально создаваемым контентом – но и вне собственно репертуара театра в фойе идут лекции искусствоведов и практиков, видеопоказы спектаклей, кинопоказы (резидент театра – киноклуб СИНЕ ФАНТОМ), читки пьес, мастер-классы, встречи. Все это сложилось в библиотеку идей, открытий и свободного мышления.