105 лет со дня рождения Бориса Левинсона
7 апреля исполняется 105 лет со дня рождения Бориса Леопольдовича Левинсона, народного артиста РФ, ученика Оперно-драматической студии, подлинного премьера труппы молодого театра им. Станиславского с открытия и по 1957 год.
Безусловная природа комика, лицедея, в Левинсоне проявилась еще на первом показе Станиславскому в октябре 1937: молодому студенту-медику удалось довести домашнюю «комиссию» в Леонтьевском до гомерического смеха, после чего его приняли в Студию сверх допнабора.
Его комедийный дар, ум, сценическая подвижность и внешность, будто созданные для ренессансного амплуа плута, слуги, принесли Левинсону огромный успех в характерных ролях (начиная с шеридановского скупца Мендозо из «Дуэньи»), многочисленных выступлениях на радио и эстраде, однако сочетались в нем с неожиданной на первый взгляд драматической глубиной, «вторым дном», которое хотелось открыть режиссерам. Равенских пробовал делать из него романтического героя-любовника в комедии Кальдерона, а Яншин рискнул утвердить Левинсона на трагическую роль Александра Грибоедова в своей первой на посту главрежа постановке, по исторической документальной пьесе ближайшего друга Булгакова киносценариста Сергея Ермолинского. В разгар кампании по борьбе с космополитизмом образ классика, лишенный уверенной победительности (а Левинсон играл его замкнутым и одиноким человеком), вызвал такую критику, что театр делегировал Бориса защищать пьесу на публичной дискуссии в Союзе писателей (и успешно!), но в итоге все равно был вынужден заменить исполнителя. Но ни эта история, ни национальный вопрос, ни семейная беда (в начале 1938 года арестовали родного брата Бориса по сфабрикованному делу альпинистов, за чем последовали почти два десятка лет страха, ожидания и отчаянных поисков с известным итогом – «реабилитирован посмертно») не смогли помешать творческой карьере Левинсона, первым из труппы получившим звание – таков был масштаб его личности и возможностей, превышающих рамки актерских. Он пробовал себя в режиссуре, был членом худсовета, и не склонен был полагаться на судьбу, поэтому, когда в середине 50-х ему стало остро не хватать хорошей работы, он воспользовался приглашением Николая Охлопкова и перешел в Театр им. Маяковского, где и работал следующие тридцать лет.
В память об этом уникальном актере предлагаем послушать его воспоминания о том самом первом феерическом показе Станиславскому (запись на вечере в Доме-музее Станиславского 17 января 1982 года из коллекции Старого радио).